22 Февраль 2018
Латеральный маркетинг

Латеральный маркетинг (боковой маркетинг) — система нетрадиционных методов продвижения товаров и услуг, позволяющая успешно бороться с конкуренцией. Это взгляд сбоку на проблему, находясь как бы вне проблемы и поиск нестандартного ее решения.

Термин  происходит от  латинского lateralis — боковой, latus — бок, сторона). В основе материального маркетинга особый вид мышления – латеральное (lateral thinking) – это метод нестандартного, творческого подхода и решения задач.

Латеральный маркетинг является противоположностью к вертикальному маркетингу. Материальный маркетинг подразумевает творческий подход для поиска новых маркетинговых идей, отличающийся от используемого вертикального маркетинга (то есть сегментирования). Вертикальный маркетинг работает в рамках определенного рынка, тогда как латеральный маркетинг, напротив, представляет товар в новом контексте.

Латеральный маркетинг предполагает поиск новых возможностей, фокусируясь на нестандартных подходах к коммуникации, способах и методах продаж, выявления неучтенных желаниях потребителей.

Принципы латерального маркетинга:

  • Провести анализ неудовлетворенности потребителей и выявить объект для изменений: товар, услуга, способы коммуникации.
  • Сфокусироваться на объекте изменения, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
  • Произвести “латеральное замещение” – это прерывание обычного течения логической мысли, распространенной, обычной цепочки суждений, чтобы создать стимул, подстегивающий наши мыслительные креативные способности.
  • Создать новое соединение, новую связь, в результате которой будет трансформирован объект изменения.

 

Латеральный сдвиг (по уровням)

Этот подход можно использовать для всех элементов комплекса маркетинга (product, price, place, promotion). Сначала компания должна выбрать фокус и определить, что именно она хочет изменить в своем продукте. Обычно выбор падает на один из трех уровней: на уровень рынка, товара или на остальную часть маркетингового комплекса (цена и промоушн).

Рыночный уровень. Измените один аспект:

  • — потребность или полезность;
  • — цель;
  • — место;
  • — время;
  • — ситуацию;
  • — опыт.

Уровень товара. Примените к элементу товара (материальному товару, упаковке, атрибутам бренда, использованию или покупке) один из шести методов:

  • — замену;
  • — исключение;
  • — комбинацию;
  • — обратный порядок (реорганизацию);
  • — усложнение (гиперболизацию);
  • — (перезаказ).

Остальные части маркетингового комплекса. Примените коммерческую формулу других категорий:

    • — формулу ценообразования;
    • — формулу коммуникации;
    • — формулу распространения (Источник: Филип Котлер, Фернандо Триас де Без. «Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей»).

 

Проиллюстрируем примером использования одной из технологий создания латерального сдвига для уровня товара — «телефон». Выбранный фокус — «телефонная трубка». Изначальный вариант — «телефонный аппарат с трубкой».

Замена — телефонный аппарат с фотоаппаратом.
Исключение — телефонный аппарат без трубки.
Комбинация — телефонный аппарат с трубкой + ароматизатор.
Обратный порядок — трубка с прилагаемым телефонным аппаратом.
Гиперболизация — телефонный аппарат со 100 трубками.
Инверсия — телефонная трубка с аппаратом для слушания.

После осуществления «латерального сдвига» получаем абсурдные — для стандартного мышления — ситуации и идеи. После этого необходимо подключить логику для «осуществления связи» — то есть представить, каким образом полученная идея может быть претворена в жизнь в применении к данному товару, проанализировать ситуации, в которой данная идея может быть полезна.

Так получились трубка с прилагаемым телефонным аппаратом — радиотелефон и трубка без телефона — мобильный.

Еще примеры:

  • — Замена: Мотоцикл с лыжами (водный мотоцикл). Попкорн на дискотеках (покрытый флуоресцентным сахаром попкорн, который раздается бесплатно для стимулирования покупки напитков).
  • — Обратный порядок: пицца, которая не доставляется (замороженная пицца в супермаркете).
  • — Комбинация: интернет-кафе.
  • — Гиперболизация: карандаш, который никогда не испишется (автоматический карандаш со сменным грифелем). 200-литровая бутылка кока-колы (встроенное в холодильник устройство, при нажатии на кнопку которого из емкости течет холодная вода, смешивающаяся с концентратом колы).
  • — Исключение: реалити-шоу (телевизионная игра без вопросов-ответов, без жесткого сценария).
  • — Инверсия: включение света, когда покидаешь дом (защита от воров).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *